О введении туристического налога

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАЛОГА
В связи с вступлением с 1 января 2025 г. в силу главы 33.1 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок налогообложения туристическим налогом, Минэкономразвития России сообщает следующее.
1. О принятии решения о введении туристического налога. Статьей 418.1 НК РФ предусматривается, что туристический налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации, в федеральной территории «Сириус» налог устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – региональными законами, в федеральной территории «Сириус» – нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус), обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в федеральной территории «Сириус»). Таким образом, главой 33.1 НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительному органу федеральной территории «Сириус) предоставляется право вводить на своей территории туристический налог. При этом решение о введении туристического налога на территории муниципального образования (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, в федеральной территории «Сириус») принимается непосредственно представительным органом такого муниципального образования (законодательным органом городов федерального значения Москвы, СанктПетербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории «Сириус»).
В рамках оказания методической помощи субъектам Российской Федерации рекомендуется провести сравнительный анализ и ранжирование муниципальных образований по следующим критериям: число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, емкость номерного фонда, существующий и прогнозный туристический поток, исходя из которых определяется перечень муниципальных образований для введения туристического налога.
При принятии нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории «Сириус), необходимо руководствоваться правилами вступления в силу актов законодательства о налогах, установленных абзацем четвертым пункта 1 статьи 5 НК РФ.
2. О налоговых ставках с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.
В соответствии со статьей 418.5 НК РФ налоговые ставки могут быть дифференцированы с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.
Сезонность туристского рынка целесообразно учитывать при установлении максимальных ставок налога на период взимания туристического налога, приходящегося на высокий туристический сезон, пониженные налоговые ставки, соответственно, на низкий туристический сезон. Данная мера позволит снизить стоимость услуг размещения и повысит их привлекательность в низкий туристический сезон.
При наличии средств размещения разных типов и категорий, возможно дифференцированно применять налоговые ставки при размещении в пятизвёздочном отеле – максимальные ставки налога, в трёхзвёздочном и ниже – пониженные налоговые ставки.
Такой механизм возможно реализовать через введение дополнительных льготных категорий налогоплательщиков и льготных налоговых ставок, в зависимости от категории гостиницы.
3. О налоговых льготах.
В целях стимулирования инвестиций в создание новых средств размещения рекомендуется применять на региональном и муниципальном уровнях различные налоговые льготы в части операций, связанных с оказанием услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, введенных в эксплуатацию или реновированных после 1 января 2025 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 418.1 НК РФ представительными органами муниципальных образований (законодательными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории «Сириус») могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2024 г. № 03-05-08/100577 при предоставлении налоговых льгот по туристическому налогу следует руководствоваться положениями статьи 56 НК РФ. Согласно пункту 3 статьи 418.4 НК РФ представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») вправе устанавливать дополнительные категории физических лиц, стоимость услуг по временному проживанию которых не включается в налоговую базу.
По результатам проведённого Министерством экономического развития Российской Федерации в ноябре 2024 года мониторинга о введениия туристического налога в отдельных субъектах Российской Федерации установлены дополнительные категории физических лиц, стоимость услуг по временному проживанию которых не включается в налоговую базу (информация прилагается). Наиболее востребованными из них являются:
- лица, имеющие регистрацию по месту жительства на территории региона (муниципального образования);
- многодетные семьи, лица, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по очной форме обучения;
- лица, не достигшие возраста 18 лет;
- лица, имеющие регистрацию по месту жительства на территории региона (муниципального образования);
- многодетные семьи, лица, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по очной форме обучения.
4. О реестре классифицированных средств размещения и региональном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии.
4.1. В соответствии с частью 1 статьи 418.3 НК РФ объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус») и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о туристской деятельности).
Реестр классифицированных средств размещения официально начнет работу с 1 января 2025 г. (с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон о туристской деятельности).
Функционал реестра классифицированных средств размещения для ознакомления размещен на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (далее – Росаккредитация) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://fsa.gov.ru/).
Поиск средств размещения в новой версии реестра классифицированных средств размещения возможно осуществлять по коду ОКТМО.
4.2. 1 января 2025 г. в реестр классифицированных средств размещения автоматически переносятся гостиницы, имеющие действующие свидетельства о классификации, и включенные в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.
Лица, предоставляющие услуги таких гостиниц, до 1 сентября 2025 г. (но не позднее дня, когда у них закончится действующее свидетельство о классификации) должны пройти самооценку – заполнить «чек-лист» (подтвердить соответствие требованиям к гостиницам, как к типу средств размещения).
Лица, оказывающие услуги кемпингов и баз отдыха, до 1 марта 2025 г. обязаны включить в реестр классифицированных средств размещения сведения о себе, о наименовании и адресе своего средства размещения. До 1 сентября 2025 г. указанные лица обязаны пройти самооценку – заполнить «чек-лист» (подтвердить соответствие требованиям к гостиницам, как к типу средств размещения).
4.3. Согласно части 3 статьи 418.2 НК РФ в случае отсутствия в реестре классифицированных средств размещения сведений о средстве размещения и выявления его наличия исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, исполнительнораспорядительным органом федеральной территории «Сириус»), такой орган вправе направить в налоговый орган по соответствующему субъекту Российской Федерации сведения о расположенных на его территории средствах размещения с одновременным направлением этих сведений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии (далее – региональный уполномоченный орган), и в территориальный орган Росаккредитации.
Форму и формат представления таких сведений определяет Федеральная налоговая служба (доведены Письмом ФНС России от 24.12.2024 N СД-4-3/14521@ «О направлении формы (формата) представления сведений о средствах размещения»).
Направление указанных сведений и размещение их региональным уполномоченным органом на его официальном сайте или на официальном сайте муниципального образования (города федерального значения Москвы, СанктПетербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» не является включением сведений о средстве размещения в реестр классифицированных средств размещения.
Указанные сведения размещаются и направляются для целей применения статьи главы 33.1 НК РФ.
При этом в целях исполнения требований, предусмотренных Федеральным законом о туристской деятельности в части необходимости наличия классификации, сведения о средствах размещения, обозначенных в направляемых сведениях, должны быть включены в реестр классифицированных средств размещения в соответствии с Правилами классификации средств размещения, утвержденными Правительством Российской Федерации, то есть посредством проведения владельцем средства размещения оценки соответствия средства размещения требованиям к типу средств размещения и включения соответствующих сведений в реестр классифицированных средств размещения.
До включения сведений о средстве размещения в реестр классифицированных средств размещения в указанном порядке, оказание услуг средств размещения (гостиничных услуг) осуществляется в нарушение требований статьи 5.1 Федерального закона о туристской деятельности.
Принимая во внимание, что соблюдение указанных требований относится к предмету регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, в целях привлечения соответствующих владельцев средств размещения к ответственности и выдачи предписаний о необходимости включения в реестр классифицированных средств размещения, потребуется проведение контрольных (надзорных) мероприятий региональным уполномоченным органом.
5. О направлении расходования доходов от туристического налога.
Дополнительные доходы от туристического налога целесообразно направлять на создание, реновирование и содержание туристской инфраструктуры, благоустройство туристических территорий, проведение событийных мероприятий, направленных на привлечение туристов, а также на меры поддержки бизнеса при создании объектов туристической инфраструктуры, в том числе в рамках софинансирования региональных мер поддержки.
В этих целях прогнозируемые суммы дохода от введения туристического налога рекомендуется в полном объеме предусматривать на соответствующие мероприятия в сфере развития туризма в отраслевых муниципальных программах (государственных программах городов федерального значения Москвы, СанктПетербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).